Не паникуйте и будьте реалистом
Вероятно,
есть люди, которые воспримут новость о сокращении с радостью и
облегчением. Но если вы к ним не относитесь, и увольнение для вас
стресс, не бросайтесь сразу на поиск работы, возьмите небольшой
тайм-аут. «С бедой нужно переночевать» - гласит народная мудрость, а
вот американские психологи советуют отвести себе на переживания как
минимум три дня. За это время вы справитесь с эмоциями, а когда схлынет
тревога и вы успокоитесь - подумайте, что делать дальше.
«Каждый
человек воспринимает потерю работы по-своему, и единого совета тут дать
невозможно. Единственно, что можно сказать, не нужно отчаиваться,
запираться дома и жалеть себя. Используйте это время для реализации тех
планов, на которые у вас раньше не хватало времени: займитесь собой,
встречайтесь с друзьями, навестите родных. Смотрите на эту ситуацию,
как на определенный этап в жизни, - говорит Анна Карташова, руководитель Психологического центра на Волхонке,
- а при поиске работы будьте реалистом. Если раньше стоящие специалисты
были уверены, что их везде ждут с распростертыми объятьями, то теперь
ситуация изменилась. Нужно, с одной стороны, знать себе цену, а с
другой отслеживать ситуацию на рынке и соответственно корректировать
свои амбиции».
Ищите возможности
Нейл МакНалти, консультант рекрутинговой компании McNulty Management
Group утверждает: «Игра изменилась, но правила остались старые: сегодня
соискатель должен искать не вакансии, а возможности. Возможности,
которые рождаются из кризиса и хаоса и существуют даже в самой плохой
экономической ситуации».
У нас же пока ситуация далека от безнадежной. По мнению Ларисы Лутовиной, управляющего директора Private Consulting Group,
компании сейчас разделились на два больших лагеря: одни сокращают
работников, а другие скупают замечательных специалистов по дешевке и
считают, что им повезло. «Кризис - это возможность получить новый опыт,
расширить горизонты», - говорит Лариса и приводит в пример одну из
своих клиенток, опытного PR-специалиста, которая потеряла работу из-за
кризиса, но уже через три недели нашла новую, сменив отрасль и
практически не потеряв в зарплате. Причем в выигрыше оказались обе
стороны: компания приобрела специалиста высокого класса, на которого не
могла рассчитывать до кризиса, а человек не только быстро нашел работу,
но и получил возможность приобрести новый опыт (подробности - в доп. материале).
Александра Крюкова, руководитель группы по подбору административного персонала кадровой компании AVANTA Personnel,
советует тем, кто потерял работу из-за кризиса, особенно
узкоспециализированным специалистам, «во-первых, оценить свой опыт и
постараться понять, в каких еще сферах можно найти применение опыту и
знаниям. Во-вторых, рассматривать весь спектр предложений, не
отказываться от собеседований в не очень известных компаниях. Тщательно
собирать информацию обо всех работодателях, особенно о том, насколько
это потенциально стабильные компании. И третье - умерить свои ожидания
по заработной плате».
Используйте все ресурсы
В
целом же процесс поиска работы в кризисные времена остается все тем же:
«отполировать» резюме, отточить навыки собеседования и активизировать
все связи. Последнее особенно важно. Не полагайтесь на интернет и
рекрутеров. В компаниях всегда есть позиции, которые не выставляются.
«Подходящую работу чаще всего можно найти, используя свои связи и
сарафанное радио», - отмечает Джо Тернер, рекрутер с 15-летним стажем.
А
причина увольнения пусть вас не смущает, ведь ваши навыки и
профессионализм остались при вас. «Если вас сократили из-за кризиса, то
стыдиться и скрывать тут нечего, - говорит Лариса Лутовина. - Сократили
ведь не вас, как специалиста, а вашу должность, и не только вашу.
Единственное, о чем я бы не советовала говорить на собеседовании, - это
о некорректном поведении бывшего работодателя при проведении
сокращения, а такое случается довольно часто. Лучше избегать негатива».
Если же вы хотите подстраховаться, то последуйте совету Александры
Крюковой и запаситесь рекомендациями от бывших работодателей и
партнеров. «Если же сокращение вам только предстоит, - говорит
Александра, то нужно обязательно «подковаться» юридически,
чтобы четко представлять себе процедуру и контролировать выполнение
работодателем своих обязательств. Кроме того, обратитесь в службу
персонала своей компании, ее сотрудники могут порекомендовать вас
партнерским организациям или рекрутинговым компаниям, с которыми они
сотрудничают».
|